Суперобложка / Обложка / Содержание

Психология человека

 

 

Психология прошла длинный путь развития, в процессе которого происходило постепенное изменение понимания ее предмета. Можно выделить несколько этапов этого пути.

  1. Психология как наука о душе. Такое определение было дано психологии более двух тысяч лет назад.

  2. Психология как наука о сознании. В этом качестве психология возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека над самим собой.

  3. Психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Основным методом становится психологический эксперимент.

  4. Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

В современном понимании психология определяется как наука о строении психической системы человека и животных.

Следовательно, в центре внимания психологии находится понятие психики.

Определение психики.

ПСИХИКА (от греч. Psychikos – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Из определения автоматически вытекает наличие двух основных функций психики:

  1. Отражение окружающего мира.

  2. Регуляция поведения и деятельности живого организма в целях обеспечения его выживания.

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

  1. Антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку.

  2. Панпсихизм (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность природы.

  3. Биопсихизм – психика – это свойство живой природы.

  4. Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему.

  5. Мозгопсихизм (К.К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг.

  6. Критерием появления зачатков психики у животных считается появление зачатков чувствительности (А.Н. Леонтьев).

Как бы там ни было, но можно признать, что наличие высокоорганизованной психики связано с деятельностью нервной системы и прежде всего головного мозга.

С развитием нервной системы у живых организмов появились рефлексы.

Рефлекс – (от лат. reflexus - отраженный), опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Рефлекторный принцип в деятельности мозга был сформулирован Р. Декартом в первой половине XVII в., хотя сам термин "рефлекс" вошел в науку на столетие позже, после работ английского невролога Т. Виллиса и чешского физиолога И. Прохазки. Рефлексы принято делить на безусловные и условные.

Рефлекторное поведение является врожденным и относительно простым. З более сложное поведение высокоорганизованных животных отвечают инстинкты.

Инстинкт – врожденная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой сложную цепь безусловных рефлексов. Вырабатывается в процессе исторического развития организмов и является одной из форм их приспособления к условиям жизни.

Инстинкт – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители. То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм определяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия.

Однако, как пишет А.Н. Леонтьев, "Огромный экспериментальный материал, накопленный современными исследованиями животных, свидетельствует о том, что проявления наследственного поведения вполне независимого от влияния индивидуального опыта, практически не существует. Даже такие животные известные крайней машинообразностью своих инстинктов, как насекомые, приспосабливают, вопреки старым представлениям Ж. Фабра, свое поведение к изменчивым элементам внешней среды".

Объяснение механизма, который стоит за способностью живых организмов приспосабливать свое поведение к внешним условиям на основании своего индивидуального опыта, дал И.П. Павлов. И.П. Павлов на огромном экспериментальном материале доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс. Имея биологическое происхождение, условный рефлекс образуется на основе врожденного, безусловного, причем организм постоянно учится различать, дифференцировать сигналы. Если сигнал ведет к успеху, т. е. подкрепляется, между ним и ответным действием организма образуется связь, которая при повторении становится все более прочной. Тем не менее она является временной и, если в дальнейшем не подкрепляется, то благодаря нервному процессу торможения гаснет. Идеи И.П. Павлова получили заслуженное признание во всем мире и не потеряли значения до настоящего времени. Ясное и понятное объяснение поведения животных, которое давало учение о высшей нервной деятельности, созданное И.П. Павловым, дало толчок многочисленным попыткам распространить его учение об условных рефлексах на высшую психическую деятельность человека.

Наиболее последовательно эта идея развивается в бихевиоризме и различных направлениях необихевиоризма (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер и др.).

Однако опыты с высшими животными, такими как человекообразные обезьяны, которые впервые были выполнены представителями школы гештальтпсихологии (В. Келер), дали результаты, которые невозможно было объяснить при помощи условных рефлексов. Эксперименты В. Келера доказывали, что обезьяна способна к мгновенному спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Это мгновенное нахождение верного решения задачи В. Келер назвал инсайтом. Понятие об инсайте стало ключевым для объяснения всех форм мыслительной деятельности в гештальтпсихологии, в том числе и продуктивного мышления.

Дальнейшие исследования поведения животных показали, что так называемый биологизаторский подход не в состоянии объяснить всей сложности поведения высокоорганизованных животных, тем более неоправданным является его распространение на объяснение психической природы человека.

Работы Ж. Пиаже и Д.С. Брунера подготовили возникновение когнитивной психологии 60-х годах XX в. Когнитивная психология трактует психику человека и животных как сложную систему, предназначенную для приема, обнаружения и переработки информации. В рамках этой школы были проведены многочисленные исследования и изучены те преобразования, которые происходят с сенсорной информацией с момента ее попадания на рецептор и до получения ответной реакции. На основании этих материалов была разработана теория обнаружения сигнала (К. Шеннон). При изучении моделей, обеспечивающих способность человека распознавать сигналы внешнего мира, ученые опирались на идеи гештальтпсихологии, которые были подтверждены на новом уровне. Когнитивная школа, а также работы Дж. Гибсона по экологии восприятия, стимулировали возникновение экологического подхода в психологии, который является одним из наиболее распространенных в настоящее время.

Эти и другие работы по изучению восприятия и поведения животных позволили выделить в психической системе подсистему, которая отвечает за прием, распознавание, хранение и переработку информации – предсознание. Предсознание – это та система, которой живой организм обязан своей способностью накапливать свой жизненный опыт. Предсознание – это высшая подсистема психического управления животного, благодаря которой животные так часто удивляют людей, демонстрируя примеры поведения, которое воспринимается как в высшей степени осмысленное.

Если предсознание является высшей подсистемой психического самоуправления животного, то появление человека ознаменовывается возникновением еще одной психической подсистемы – сознания.

В психологии дается следующее определение сознания:

"Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности".

Современная психология выделяет три уровня в психической системе человека.

"Управление функционированием сложной системы имеет многоуровневый характер. Например, в управлении жизнедеятельностью человека можно выделить клеточный, гормональный, функциональный, нервно-соматический уровни управления. Управление на этих уровнях осуществляется жестко и передается по наследству. Высшими уровнями управления являются подсознание и сознание".

В дальнейшем нас будут интересовать в основном только подсознание и сознание их свойства и возможности, а также механизм их взаимодействия в процессе мышления.

Под подсознанием в психологии понимается некоторая пограничная область между сознанием и собственно бессознательным, которое ни при каких обстоятельствах не может стать предметом сознания или осознаваться. Подсознание – это та врожденная психическая структура, которую человек в своем эволюционном развитии наследует от своих неразумных предков. Подсознание человека – это предсознание животного. Она также включает в себя органы чувств и память. Задачей подсознания является обнаружение, восприятие, хранение и переработка информации с целью выработки наиболее адекватного и эффективного поведения, обеспечивающего преимущества для выживания. Подсознание обладает врожденными алгоритмами обработки информации, которые передаются по наследству и недоступны для вмешательства в их работу со стороны сознания. Однако сама информация, сохраняющаяся в памяти, частично доступна для сознания. Этим и объясняется пограничное положение подсознания в психической структуре человека. На рис. 1 дана наглядная интерпретация трехуровневой структуры психики и пограничного в ней положения подсознания.


Рис. 1. Трехуровневая структура психики человека

Схема, приведенная на рис. 1, дает представление о топологической структуре психики и исполнительном механизме функции отражения, которая является важной, но не единственной функцией психики.

Вторая функция психики – функция управления – реализуется на всех трех уровнях в сложном взаимодействии между ними. Важная роль в этом взаимодействии принадлежит эмоциям.

"Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Таким образом, они возникают вслед за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности".

К.Е. Изард считает, что эмоции имеют независимую мотивационную энергию и составляют основную мотивационную основу человека. "Побуждения, не усиливаемые эмоцией, не будут… поддерживать тот или иной вид поведения, эмоции же являются достаточными "мотиваторами" и в отсутствие побуждений".

Другими словами, эмоции являются внутренними сигналами или командами для всех подсистем сложного живого организма, побуждающими его к некоторой деятельности. Для одноклеточных живых организмов, для которых не существует проблемы координации множества подсистем, необходимости в эмоциональной координации действий не существует, не существует и эмоциональной системы.

Эмоциональный сигнал возникает вслед за актуализацией мотива, как говорит А.Н. Леонтьев, или потребности. В распознавании потребности принимают участие все рефлекторные или автоматические системы. В простых случаях, когда на идентифицированный стимул (мотив) в рефлекторной системе имеется адекватный алгоритм поведения, этом алгоритм активизируется. В более сложных случаях информационная обработка стимула продолжается подсознанием в соответствии с имеющимися врожденными алгоритмами и на основе хранящейся в памяти информации, которая составляет фундамент жизненного опыта живого организма. На основе проведенного анализа информации подсознание вырабатывает определенное отношение к стимулу и побуждает живой организм к определенному поведению посредством эмоционального давления.

Именно потому, что эмоции являются командами, а не объяснениями, человек часто не осознает истинных мотивов своего поведения. Вот как об этом говорит А.Н. Леонтьев:

"...мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении – в форме переживания желания, хотения, стремления к цели... Эти непосредственные переживания и выполняют роль внутренних сигналов, с помощью которых регулируются осуществляющиеся процессы. Субъективно выражающийся же в этих внутренних сигналах мотив прямо в них не содержится. Это и создает впечатление, что они возникают эндогенно и что именно они являются силами, движущими поведением".

И еще:

"Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, т. е. когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его совершать те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме – в форме эмоциональной окраски действий".

Таким образом, эмоции являются вторичными мотивами. Первичные мотивы распознаются автоматическими системами и подсознанием. Распознав первичный мотив, подсознание стремится направить деятельность живого организма на удовлетворение распознанной потребности. Хотя эмоциональные команды и носят иногда довольно неопределенный характер, но в большинстве случаев они вполне конкретны. Человек не просто переживает чувство голода, но вполне явственно ощущает потребность в какой-то конкретной пище. Когда хищник гонится за дичью, он испытывает острое желание поймать именно эту, а не какую-нибудь другую добычу. Эмоциональный фон не просто сигнализирует об обнаруженной потребности, но и побуждает живой организм действовать в направлении определенной цели или конкретным способом. Но ни цель, ни способ действий, которые в состоянии погасить потребность, не передаются по наследству. Каким образом потребность находит предмет своего удовлетворения? Ответ на этот вопрос содержится в гипотезе А.Н. Леонтьева.

"Дело в том, что в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функции, т. е. становится мотивом".

Человек рождается с врожденными потребностями, но потребности "опредмечиваются" (по выражению А.Н. Леонтьева) только в результате случайной встречи с предметом своего удовлетворения.

Теперь мы можем дополнить топологическую схему, приведенную на рис.1, схемой информационных потоков (рис. 2), которыми связаны между собой три выделяемые психологами подсистемы психики человека. Эта схема в наглядном, хотя и в сильно упрощенном, виде проясняет механизм, за счет которого психическая система справляется с выполнением второй своей функции – функции управления.

Таким образом, в системе управления человека психологи выделяют три подсистемы: автоматическая (рефлекторный уровень), полуавтоматическая (подсознание) и собственно мышление.

 

Рис. 2. Схема информационных потоков между подсистемами психики человека

Рефлекторный уровень действует полностью автоматически по врожденной, передаваемой по наследству программе. Рефлекторная система умеет распознавать определенное множество стимулов по предопределенной программе и активизировать ответную реакцию, также записанную в генетическом коде. Эта система получает информацию в первую очередь и, при обнаружении известного ей стимула, мгновенно вызывает известную ей ответную реакцию.

Дальше информация поступает в предсознание или подсознание, которое у высших животных является верхним уровнем управления, а у человека – промежуточным. Этот уровень отвечает за сохранение и обработку информации по предопределенной, передаваемой по наследству программе. Но, в отличие от рефлекторного уровня, он не содержит наследственной информации о стимулах и об ответных реакциях на них. Эта информация постепенно появляется и накапливается в памяти в результате обучения.

Третий уровень управления, который появляется только у человека, является собственно мышлением. Мышление не является врожденным механизмом. Оно не передается по наследству. Мыслить человек учится вместе с усвоением языка. Формы правильного логического мышления закрепляются в языке и передаются человеку при обучении. В этой системе нет ничего предопределенного, и она полностью зависит от обучения. В этом ее сила и ее недостаток. Эта система самая гибкая и, вместе с тем, самая медлительная. Информация, поступающая в систему управления человека, становится доступной для мышления в последнюю очередь. В результате мышления появляется новая информация, которая передается обратно в подсознание. Подсознание воспринимает информацию, поступающую от мышления наряду с другой информацией от других органов чувств.

Таким образом, информация, поступающая в систему управления человека, движется снизу вверх: от рефлекторной системы через подсознание к мышлению. Управляющее воздействие передается сверху вниз. Управляющее воздействие системы мышления заключается в предоставлении новой информации подсознанию. Мышление не имеет механизмов непосредственного управления. Подсознание управляет действиями организма через возбуждение эмоционального фона, побуждая организм к некоторому оптимальному, по мнению подсознания, стереотипу поведения. Такое управление не является жестким. Оно обладает только побудительной силой. Эмоции каким-то образом, о котором нам ничего не известно, приводят к активизации рефлекторных и микрорефлекторных реакций, приводящих к конкретным действиям.

Такая организация обеспечивает наибольшее быстродействие в знакомой ситуации и максимальную гибкость при столкновении системы с новыми задачами. В то же время при такой двухуровневой (речь идет о двух верхних уровнях) структуре системы управления неизбежно должны возникать конфликты между двумя управляющими центрами, они и возникают. Кому незнакома ситуация, когда хорошо заранее продумав свое поведение, мы вдруг поступаем совершенно непредсказуемым образом. Потом мы удивляемся и никак не можем понять, как же это получилось. Можно сказать, что на таких конфликтах целиком построена вся художественная литература. Всем известно высказывание, что труднее всего человеку научиться управлять самим собой. Однако, если это никак не получается, это еще не обязательно является следствием слабой воли, как принято считать, возможно мышление просто не потрудилось объяснить своему подсознанию на наглядном понятном ему языке о своих намерениях. Трудности в управлении своим поведением связаны с тем, что мы мало интересуемся способами, при помощи которых мышление может воздействовать на свое подсознание. А между тем, человечеством накоплен многовековой опыт соответствующих приемов и методов, которые можно найти практически во всех существующих религиозных системах и, которые известны, как духовная практика. Глубокий научный анализ этих приемов и методов может оказаться исключительно полезным для педагогики.

Следующая схема, которая по существу является линейным аналогом предыдущей, наглядно показывает воздействие словесной команды на человека. Любая информация, выраженная при помощи языка, анализируется и расшифровывается мышлением. После этого она поступает в подсознание, которое преобразует ее в эмоциональное поле, побуждающее человека к некоторому действию или поведению.

 

Рис.3. Схема преобразования вербальной информации психической системой

Таким образом, любая словесная команда, прежде чем быть выполненной, подвергается преобразованию в эмоции, которые, в конечном счете, и побуждают человека к действию. Эмоциональная палитра человека исключительно богата, но очень грубо все эмоции можно подразделить на положительные и отрицательные. К положительным эмоциям можно отнести лишь две фундаментальные эмоции – интерес и радость. Забегая вперед, мы можем сказать, что безэмоционального обучения не бывает. Если обучение не построено на интересе и радости, то оно построено на насилии, которому человек не может не сопротивляться.

Возвращаясь к проблеме интереса, мы теперь можем сказать, что эмоця интереса – это внутренний сигнал, который побуждает живой организм к исследовательской деятельности в ситуации, в которой психическая система распознала возможность получения существенно новой и значимой для нее информации.

Причиной же интереса является врожденная потребность в накоплении жизненного опыта и связанная с ней необходимость в накоплении и переработке новой информации на протяжении всей жизни организма. Потребность в информации по ее значимости для нормальной жизнедеятельности живых организмов стоит в одном ряду с такими потребностями как потребность в питании, дыхании, размножении и др.

Но потребность в информации при рождении человека не "знает" предмета своего удовлетворения. Предметом удовлетворения потребности в информации может стать либо предмет или явление объективной либо воображаемой действительности, либо деятельность, приводящая к созданию или открытию новой существенной информации.

На первых порах развития ребенка основным видом деятельности, позволяющим добывать новую информацию, являются установочная реакция и врожденный исследовательский инстинкт.

По мере развития ребенка совершенствуется структура и развиваются формы деятельности, позволяющие эффективно добывать новую информацию. Наиболее эффективной или продуктивной формой деятельности, имеющей максимальный эффект, связанный с получением существенно новой информации, считается творческая деятельность или творческое мышление. Одни из первых объективных исследований творческого мышления были проведены в гештальтпсихологической школе. Центральное место в теории мышления гештальтпсихологии занимает понятие инсайта. Инсайт – это внезапное прозрение, неожиданное возникновение догадки, которое сопровождается обычно глубоким переживанием "радости открытия". Понятие творческого мышления в интеллектуальной области обычно связывается с деятельностью великих ученых и, прежде всего, физиков и математиков. Поскольку понятие инсайта является одновременно и очень важным для целей нашего исследования и не совсем ясным понятием психологии, мы приводим достаточно длинную выдержку из воспоминаний А. Пуанкаре, в которой приводятся яркие примеры проявления инсайта.

"Теперь пора вникнуть глубже и посмотреть, что происходит в самой душе математика. Лучшее, что я могу сделать с этой целью, – это, я полагаю, обратиться к моим личным воспоминаниям. Впрочем, я ограничусь тем, что расскажу вам, как я написал мой первый мемуар о фуксовых функциях… В течение двух недель я старался доказать, что невозможна никакая функция, которая… Каждый день я усаживался за свой рабочий стол, проводил за ним один-два часа, перебирал большое число комбинаций и не приходил ни к какому результату…

В эту пору я покинул Кан, где я тогда жил, чтобы принять участие в геологической экскурсии, организованной Горным институтом. Среди дорожных перипетий я забыл о своих математических работах; по прибытии в Кутанс мы взяли омнибус для прогулки; и вот в тот момент, когда я заносил ногу на ступеньку омнибуса, мне пришла в голову идея – хотя мои предыдущие мысли не имели с нею ничего общего, – что те преобразования, которыми я воспользовался… тождественны с преобразованиями неевклидовой геометрии. Я не проверил этой идеи; для этого я не имел времени, так как, едва усевшись в омнибус, я возобновил начатый разговор, тем не менее, я сразу почувствовал полную уверенность в правильности идеи. Возвратясь в Кан, я сделал проверку; идея оказалась правильной.

Вслед за тем я занялся некоторыми вопросами арифметики, по-видимому, без особенного успеха; мне и в голову не приходило, что эти вопросы могут иметь хотя бы самое отдаленное отношение к моим предыдущим исследованиям. Раздосадованный неудачей, я решил провести несколько дней на берегу моря и стал думать о совершенно других вещах. Однажды, когда я бродил по прибрежным скалам, мне пришла в голову мысль опять-таки с теми же характерными признаками: краткостью, внезапностью и непосредственной уверенностью в ее истинности, что арифметические преобразования неопределенных квадратичных трехчленов тождественны с преобразованиями неевклидовой геометрии.

Возвратясь в Кан, я стал размышлять над этой мыслью и сделал из нее некоторые выводы;…

Тут мне пришлось уехать в Мон-Валерьен, где я должен был отбывать воинскую повинность; конечно, я был поглощен разнообразнейшими делами. Однажды я шел по бульвару, как вдруг мне представилось решение занимавшей меня задачи. Я не стал тогда же вникать в этот вопрос; это я сделал лишь по окончании военной службы. В руках у меня были все необходимые данные, оставалось только собрать их вместе и расположить в надлежащем порядке. Теперь я уже в один присест без всякого усилия написал свой окончательный мемуар".

Далее Пуанкаре сообщает, что этот пример не является исключением. Почти то же самое он мог бы повторить и о многих других своих исследованиях. Аналогичные свидетельства могут дать и другие математики. Далее он пишет: "Прежде всего, поражает этот характер внезапного прозрения, с несомненностью свидетельствующий о долгой предварительной бессознательной работе; роль этой бессознательной работы в процессе математического творчества кажется мне неоспоримой".

Что для нас важно в приведенных примерах? Во-первых, инсайт всегда связан с обнаружением принципиально новой информации. Во-вторых, возникновение новой информации при инсайте психологически воспринимается как мгновенное. Инсайту может предшествовать длительная подготовительная сознательная и бессознательная работа, в результате которой количество информации, которой владеет субъект деятельности, постепенно возрастает, но в момент инсайта она возрастает мгновенно и принципиально. Подсознание фиксирует это событие как момент наивысшей эффективности деятельности. Поэтому, инсайт сопровождается "восторгом постижения нового". В этот момент происходит встреча потребности в информации с наиболее эффективным способом ее удовлетворения. Даже если сама по себе информация и не является очень существенной, значительная скорость ее приобретения выделяет этот способ деятельности, и подсознание побуждает человека в дальнейшем к нему стремиться как к идеальному способу удовлетворения потребности в существенно новой информации.

Мы уже сказали, что первые серьезные исследования творческой деятельности были проведены в рамках гештальтпсихологической школы и даже для прояснения центрального понятия этой школы – инсайта – привели яркие воспоминания А. Пуанкаре. Однако, именно гештальтписихологии и, в основном, М. Вертгеймеру, мы обязаны пониманием "принципиальной структурной общности механизмов творческого мышления у представителей примитивных народов, у учащихся, и великих ученых". Другими словами, М. Вертгеймеру удалось доказать, что все люди думают принципиально одинаково. Разница между мышлением ребенка и мышлением великого ученого заключается в количестве логических ошибок и в глубине проникновения (владения) в материал.

Важным свойством инсайта кроме скорости протекания является неосознанность механизмов его работы. Человек никогда не знает, как он догадался. Просто за мгновение до озарения он еще не знал решения, а в момент инсайта он "вдруг все понял". На протяжении веков это свойство озарения объяснялось при помощи божественного провидения. В соответствие с современными представлениями догадка возникает только на основе жизненного опыта, хранящегося в памяти человека за счет автоматической и бессознательной работы с информацией, происходящей в подсознании. Возможности подсознательной "информационной машины", начиная от момента восприятия информации (первичная обработка информации производится уже органами чувств) до момента принятия решения, интенсивно изучаются на различных уровнях разными науками, такими, например, как физика, биология, биофизика, нейрофизиология, психология восприятия, психология творческой деятельности. Возможности подсознания, связанные с обработкой информации, огромны, однако не безграничны, иначе сознание никогда бы и не возникло. Достоверно установлено, что подсознание способно к нахождению инвариантов в изменяющемся потоке информации, структур (гештальтов), закономерностей (ритмов). Оно способно находить сходство и различие в информационных структурах, способно находить решение по аналогии. Опыты над человекообразными обезьянами, у которых предсознание является высшей психической структурой, показали принципиальную возможность этой системы решать двухходовые задачи. Однако на этом возможности подсознания заканчиваются. Научить обезьян мыслить так и не удалось. Как мы уже упоминали, смысл словесных рассуждений и логических выводов для подсознания недоступен.

"…Никогда не случается, чтобы бессознательная работа доставила вполне готовым результат сколько-нибудь продолжительного вычисления, состоящего в одном только применении определенных правил".

Подключение к работе подсознания, как отмечают многие авторы, значительно расширяет возможности мышления. Мы можем даже сказать, что без участия подсознания работа мышления полностью невозможна, хотя бы потому, что память, в которой непременно нуждается мышление в своей работе, является структурным элементом подсознания. Подсознание всегда в той или иной степени участвует в работе мышления. Однако, для продуктивного мышления требуется максимальное подключение всех ресурсов подсознания. Но подсознание относительно независимая автоматическая подсистема, которая непосредственно мышлению не подчиняется, и которая подключается к работе автоматически по мере необходимости. Как это происходит? Чем интенсивнее и дольше пытается мышление справиться с поставленной задачей, чем сильнее стремление человека решить проблему, тем полнее подсознание подключается к работе. Однако, успех этого подключения во многом зависит от того, насколько ясна для подсознания поставленная задача. Поэтому, чем образнее мышление человека, чем больше в своей работе он задействует воображение, тем правильнее понимает подсознание свою задачу.

В связи с этим небольшое отступление относительно решения задач методом последовательного перебора вариантов. В языке прочно утвердилось словосочетание "бессмысленный перебор вариантов". Связано это с тем, что перебор вариантов – это не самая сильная сторона мышления. К перебору вариантов прибегают обычно, когда никаких других идей нет. Вариантов, которые нуждаются в рассмотрении, обычно бывает очень много, а скорость работы мышления не слишком высока, в результате надежда на то, что решение будет таким образом найдено, призрачна. Если человек прибегает к данному методу, когда решение может быть найдено логически, то это плохой стиль мышления, который действительно нуждается в порицании. Но в жизни действительно часто возникают ситуации, когда другого выбора не существует. И тогда оказывается, что метод этот не так уж плох. Во-первых, в процессе перебора вариантов человек постепенно улучшает свое понимание проблемы и, поэтому, есть надежда, что в какой-то момент идея все-таки появится. Во-вторых, чем дольше и интенсивнее человек ищет решение, перебирая различные пробы, тем яснее для подсознания те признаки, которым должна отвечать искомая закономерность, особенно, если человек широко пользуется при этом своим воображением. Подключение же подсознания к этой работе поднимает ее на качественно новый уровень, так как, если мышление анализирует варианты последовательно и очень медленно, то подсознание ведет поиск сразу по всей имеющейся в памяти информации и очень быстро.

Еще одно важное свойство инсайта, возникновения догадки, озарения, которое отмечается всеми психологами и людьми творческих профессий – это наличие латентного или скрытого периода "созревания" идеи. Как бы быстро ни работало подсознание, для поиска решения ему требуется время и иногда значительное. Существует гипотеза, высказанная в 1978 году Хартманом, согласно которой основная часть содержательной работы по обработке информации совершается подсознанием во сне. Отсюда мы делаем вывод, что не следует сильно торопиться с подсказками и объяснениями при обучении решению физических задач. А, задавая сложную задачу для домашней работы, желательно, при наличии времени, не просто указать ее номер в задачнике, но и в наглядной форме объяснить ее смысл. В этом случае, даже если учащийся примется решать задачу, как это часто бывает, в последний момент, у него будет больше шансов найти решение, так как какую-то работу по осмыслению задачи подсознание все равно проделает за прошедшее время. Если же объяснение задачи оказалось настолько ярким, что захватило воображение, то вероятность успешного решения повышается многократно. Мы выделяем эту идею как важную и в дальнейшем используем ее в своей методике.

Для нас очевидно, что творческое мышление происходит в тесном и интенсивном взаимодействии двух подсистем психики: подсознания и сознания. Но каким образом осуществляется это взаимодействие? В этом вопросе мы полностью солидарны с мнением А.Т. Шумилина, которое он изложил в своей монографии "Проблемы теории творчества". Эта взаимосвязь осуществляется через участие воображения. Вот как он об этом пишет.

"А.П. Чернов (психолог – комментарий наш), наблюдая за деятельностью конструктора, отмечает, что в процессе конструирования в сознании человека возникают самые различные комбинации образов, человек совершает в уме массу опытов, представляет себе объекты мысли в разнообразных положениях, в динамическом отношении и взаимодействии.

Результаты мысленного экспериментирования затем отображаются в серии черновых набросков, эскизов, схем, помогающих фиксировать добытое для дальнейшего анализа. Однако отдельные чертежи, даже если их очень много, не исчерпывают всех проделанных конструктором мысленных опытов, так как в процессе работы графически отображаются лишь некоторые наиболее важные и трудные этапы мысленного оперирования... Графика существенно облегчает весь процесс протекания умственного действия".

А.Т. Шумилин даже формулирует "закон творческого мышления":

"Все элементы, необходимые для комбинирования, для построения комбинации, для установления между ними новых связей, должны быть в голове, а не в книгах, тетрадях, карточках, быть фактами, предметами сознания, стоять перед глазами. Исследователь должен легко мысленно манипулировать ими".

Обосновывая свою точку зрения, А.Т. Шумилин ссылается, в свою очередь, на солидную базу экспериментальных исследований:

"Проведенные в последние годы физиологами, психологами, кибернетиками экспериментальные исследования процесса решения задач (А.А. Фельдбаум, Н.А. Бернштейн, Е.Н. Соколов, В.М. Глушков, Д.А. Поспелов, О.К. Тихомиров, В.Н. Пушкин, В.Н. Садовский, Н.М. Амосов, Л.Л. Гурова, А.Э. Эсаулов и др.) позволили с полной определенностью установить, что важнейшим компонентом этого процесса является построение внутренней, или информационной, модели предметов мира в мозгу...".

Остается вопрос, почему, несмотря на то, что, как утверждает гештальтпсихология, все люди мыслят принципиально одинаково, не все они и не всегда мыслят таким образом? Ответ банальный – это трудно. Я могу привести такой пример.

Один из преподавателей ЧПИ (ныне ЮУрГУ) вел в одной из школ Челябинска уроки черчения. Он поставил перед собой задачу не просто дать основы черчения, но и изложить некоторые основные теоремы начертательной геометрии. Однако, не имея возможности приводить строгие доказательства этих теорем, он старался апеллировать к воображению, побуждая учащихся понять смысл теорем за счет выполнения соответствующих геометрических преобразований в уме. Учащиеся начали жаловаться на сильную усталость и ощущение давления в голове, а один из двух классов, в которых преподаватель вел черчение, устроил настоящую забастовку, отказавшись посещать уроки.

Согласно теории Л.С. Выготского об интериоризации внешней деятельности, в соответствии с которой происходит постепенный перевод ее во внутренний план, внутренняя мыслительная деятельность имеет принципиально ту же структуру, что и деятельность внешняя. Другими словами, человек изучает мыслительную модель в поисках решения принципиально так же, как он стал бы изучать материальную модель во внешней деятельности. Однако, реальные физические тела "сами знают как себя вести". Мысленные образы реальных физических тел сами по себе не подчиняются объективным законам внешнего мира. Человек должен сам научиться выполнять действия с воображаемыми предметами таким образом, чтобы мысленная модель правильно отражала поведение реальных предметов.

И.С. Якиманская выделяет три типа геометрических мыслительных операций с образами:

  1. Изменение пространственного положения.

  2. Перестройка структуры образа.

  3. Смешанный тип, заключающий в себе первые два.

В экспериментах с учащимися 6 – 9 классов, проведенных под руководством И.С. Якиманской, было обнаружено, что пространственными операциями первого типа владеют 60% учащихся, операциями второго типа – 20% учащихся и операциями третьего типа – только 3%. 17% учащихся не владеют мыслительными пространственными операциями ни в какой форме.

"Дети, не успевающие по геометрии и черчению, признавались экспериментатору, что они ничего не "видят" в воображении".

В исследованиях И.С. Якиманской учащиеся должны были выполнять только геометрические операции в воображении. Для понимания же решения физических задач с участием воображения требуется не только умение выполнять чисто геометрические преобразования в уме, но и выполнять эти преобразования с учетом физических законов. Отсюда мы делаем вывод о том, что помощь, оказанная учащимся в стимулировании и развитии их воображения, может оказать существенную пользу в обучении решению физических задач и в привитии интереса к этой деятельности.

В заключение этого раздела мы постараемся кратко сформулировать наиболее существенные результаты нашего обзора.

  1. Стремление к существенно новым знаниям и накоплению жизненного опыта является врожденным свойством высокоорганизованных живых организмов. Потребность в накоплении и осмыслении индивидуального жизненного опыта привела в ходе эволюционного развития к созданию сложной автоматической системы, отвечающей за обнаружение, обработку и хранение информации. В структуре психики человека эта система отождествляется с подсознанием. Кроме "работы с информацией" в функции подсознания входит выбор оптимального шаблона поведения на основе анализа поступающей и имеющейся информации. Определив оптимальный шаблон поведения в данной конкретной обстановке, подсознание организует управление, побуждая человека к выбранному стереотипу поведения за счет организации эмоционального давления.

  2. Врожденная потребность в информации или жизненном опыте первоначально не знает предмета своего удовлетворения. Только столкнувшись с конкретным новым явлением или с видом деятельности, эффективно вырабатывающей новую информацию, потребность в информации "опредмечивается".

  3. Эмоция интереса представляет собой внутренний сигнал-побуждение к познавательной деятельности, который активизируется подсознанием в том случае, когда в потоке поступающей информации ему удается обнаружить предмет удовлетворения врожденной потребности в информации.

  4. Мышление, в отличие от подсознания, не является врожденной подсистемой психики. Мышление возникает в результате обучения и, прежде всего, – языку. В задачи мышления также входит обработка информации, только более сложная в соответствии с алгоритмами, которые мышление находит самостоятельно. Работа мышления невозможна без поддержки подсознания, но подсознание не контролируется сознанием непосредственно. Оно, как автоматическая и относительно самостоятельная подсистема, подключается к работе мышления по мере необходимости, причем, чем напряженнее и настойчивее пытается мышление найти решение, тем полнее подключается к работе подсознание.

  5. Подсознание не способно понимать информацию, выраженную в вербальной форме, поэтому взаимодействие между мышлением и подсознанием осуществляется в основном через воображение.

  6. Наиболее эффективным, с точки зрения выработки существенно новой информации, является творческое или продуктивное мышление. В процессе творческого мышления тесное взаимодействие мышления и подсознания при активной поддержке воображения наиболее ярко выражено. Напряженная творческая работа мысли наиболее часто приводит к творческому озарению или инсайту. Инсайт – это мгновенное рождение догадки. Для инсайта характерны быстрота протекания и наличие латентного или скрытого периода, во время которого происходит недоступная для сознания обработка информации. Мгновенное возникновение существенно новой информации при инсайте делает его максимально "информационноемким" видом деятельности с точки зрения психической системы. При возникновении "озарения" потребность в информации встречается с максимально эффективным способом ее удовлетворения. Подсознание автоматически фиксирует при этом структуру деятельности, которая привела к инсайту, и стремится в дальнейшем к этому виду деятельности. Самостоятельное нахождение догадки в результате творческого мышления делает этот вид мышления для человека максимально привлекательным, интересным.

  7. Несмотря на то, что все люди в детском возрасте имеют предрасположенность к творческому мышлению, не у всех этот вид мышления развивается. Связано это со многими причинами и одной из них является отставание в развитии воображения.

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz