Существуют две основные точки зрения на философию, суть которых отражена в следующей таблице.
Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. |
Философия – это искусство правильно рассуждать о проблемах, по поводу которых естественные науки на данном историческом этапе своего развития не могут сказать ничего определенного. |
"Философия вооружает частные науки мировоззрением, общим методом познания и теорией мышления, благодаря чему занимает ключевую позицию в системе наук" [39, Философский словарь, с. 730]. |
"Я не отрицаю ценности философии, основная часть которой не имеет никакого отношения к науке. Более того, я не собираюсь отрицать и ценность философии науки, которая в лучших своих образцах представляется мне приятным комментарием к истории научных открытий. Но не следует ожидать, что философия науки может дать в руки современных ученых какое-то полезное руководство на тему о том, как надо работать или что желательно было бы обнаружить. Должен признать, что это понимают и многие философы. Людвиг Витгенштейн замечает: "Ничто не кажется мне менее вероятным, чем то, что чтение моих трудов может серьезно повлиять на работу какого-то ученого или математика". Я стремлюсь здесь изложить точку зрения не философа, а рядового специалиста, неиспорченного работающего ученого, который не видит в профессиональной философии никакой пользы. Не я один разделяю такие взгляды – мне не известен ни один ученый, сделавший заметный вклад в развитие физики в послевоенный период, работе которого существенно помогли бы труды философов. Я упоминал ранее о "непостижимой эффективности математики". Здесь я хочу указать на другое в равной степени удивительное явление – непостижимую неэффективность философии" [24, Вайнберг, с. 132 – 133]. |
"Итак, философия разрабатывает наиболее общую картину мира, строит определенные универсальные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия, систематизируя все знания, представляя мир в его универсальных характеристиках, дает общее видение мира, всеобщую основу для разработки конкретно научных представлений о мире. Философия помогает исследователю выбрать характерную для конкретной науки систему категорий, принципов, понятий и других средств и форм познания. Она вооружает его знанием общих закономерностей самого познавательного процесса в целом, учением об истине и путях ее достижения и т.п." [39, Бондарев, с. 47] |
"Кстати, философы порой много говорят о вещах, совершенно необходимых науке; и это всегда, как можно в том убедиться, весьма наивно и, по всей видимости, ошибочно" [26, Фейнман, т. 1, с. 48]. "Философы всегда топчутся около нас, они мельтешат на обочинах науки, то и дело порываясь сообщить нам что-то. Но никогда на самом деле они не понимали всей тонкости и глубины наших проблем" [26, Фейнман, т. 1-2, с. 284]. |
|
"Со времен Дж. Буля логики и философы проделали грандиозную работу по изучению законов мышления. Для систематизации методов построения теорий и разработки основ универсальной науки исключительно рациональным путем были приложены титанические усилия. И тем не менее, как ни парадоксально, практическое значение формальной логики, законов мышления и научной методологии очень ограничено как в повседневной жизни, так и в науке. ... ...осознанное применение научной методологии в том смысле, как это понимает философ, сыграло не большую роль в самых значительных открытиях за всю историю медицины, чем знание акустики – в сочинении величайших музыкальных произведений" [42, Селье, с. 248–249] |
|
Владимир Игоревич Арнольд - академик, президент Московского математического общества и вице-президент Международного математического союза, главный научный сотрудник Математического института им. В.А. Стеклова РАН Выдержка из статьи "Один французский издатель (организовавший публикацию "абстрактной чепухи") пригласил меня недавно, чтобы обсудить ситуацию. Он представил мне свою молодую помощницу как окончившую Сорбонну по философии. Желая быть галантным, я тут же сказал, что, по моему опыту, философы - самые невежественные люди на свете. Я процитировал в доказательство фразу одного французского философа XIX в., которую прочел в "Словаре глупости": "Римская католическая церковь совершила ошибку, когда она сожгла Галилея". "Что же тут глупого, – обиделась помощница. – Я тоже считаю, что это была ошибка – сжечь его". Видя мою реакцию, она поправилась: "Конечно, я имела в виду Тихо Браге"" [43, Арнольд]. Данная выдержка не очень показательна. Такого рода невежество в наше время никого не удивляет: оно почти стало нормой. В данном случае существенным является отношение, которое демонстрирует В.И. Арнольд к философии, и которое стало характерным для представителей точных наук. |
Как могла сложиться подобная ситуация. Представители философии считают свою науку наиболее фундаментальной. Они считают, что вооружают другие науки методологией и уверены, что знание общезначимых философский принципов, которые они открывают в рамках своей науки, позволяет им претендовать на руководящую роль в научном мире.
Со стороны же многих ярких представителей естественных наук наблюдается откровенно негативное отношение к философии.
Можно ли сложившуюся ситуацию как-то объяснить? Какие доводы могут привести противники философии как науки?
Начать можно с предмета философии. Предмет исследования имеется у любой науки.
"Предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки" [39, Философский словарь, с. 726].
"Взгляды на то, что является философскими вопросами естествознания, исторически менялись с развитием науки. В XVII – XVIII в.в. философскими считались вопросы о природе теплоты, электричества, магнетизма, о свойствах атомов, строении Солнечной системы, причинах болезней и т.п. По мере их разрешения они переходили в ведение физики, астрономии или медицины. Мысль философов устремлялась к новым проблемам, по которым выдвигались различные гипотезы. Но когда эти проблемы становились объектом специального научного исследования в конкретных дисциплинах, по ним накапливался большой эмпирический материал и ученые давали их теоретическое объяснение, большинство философов утрачивало к ним интерес, переходя к новым спорным вопросам общего характера. Так, в конце XIX в. обсуждались вопросы о природе эфира, сущности электромагнитного поля, строении атомов, происхождении звезд, эволюции живой природы и др. Затем философские дискуссии переместились в область анализа квантовой механики, теории относительности, космологии, генетики, а многие из этих дискуссий продолжаются и до сих пор.
...
В качестве критерия философского характера той или иной проблемы принимается наличие в ней гносеологических аспектов; мировоззренческие и социальные проблемы также считаются философскими" [41, Бондарев, с. 43–44].
Отсюда можно сделать вывод, что у философии нет собственного предмета исследования. Как только по некоторому вопросу накапливается достаточно материала, чтобы вокруг него могла сформироваться самостоятельная наука, эта наука перестает считать себя философской и выделяется в самостоятельную науку. То, что некоторые вопросы слишком долго остаются в ведении философии связано с тем, что не существует экспериментальных методов, которые могут быть применены для их разрешения. Как только такие методы появляются, возникают критерии истинности теорий, без которых наука невозможна. Некоторые философские проблемы всегда будут философскими, например, проблема познаваемости мира, так как их разрешение связано с окончательным разрешением всех научных вопросов. Несмотря на то, что такие вопросы никогда не выйдут за пределы философии, разрешение их полностью зависит от науки. Философия не в состоянии их разрешить, это вне пределов ее компетенции.
Далее, если философия все-таки наука, то это самая древняя наука. Между тем, даже самая молодая наука обязательно начинается с каких-то открытий, которые она подарила человечеству. Какие же открытия подарила человечеству философия? На ум из законов приходят только три закона диалектики. Однако в формулировке этих законов слишком много неопределенностей, которые лишают эти законы предсказательной силы. Возьмем, к примеру, закон перехода количества в качество. Сколько необходимо иметь количества, чтобы получить новое качество, и каким образом это новое качество получается? Этот закон невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Правильнее назвать этот закон гипотезой, в которой выражается отрицательное отношение к так называемой "дурной бесконечности". Можно надеяться, что этот закон получит точное содержание в теории сложных систем, но теория систем это уже не философия. В философии могут появляться гипотезы (например, гипотеза Демокрита об атомарном строении вещества) в том числе гипотезы о существовании некоторых общих законов, но в рамках самой философии такие законы не могут быть точно сформулированы и тем более строго доказаны. Следовательно, философия не может привести в свое оправдание и открытые ею законы природы.
Подведем некоторые итоги:
1. Философия не имеет собственного постоянного предмета исследования.
2. Философия, являясь древнейшей из наук, не имеет открытых ею объективных законов природы.
3. Философия постоянно претендует на руководящую роль мире науки.
Все это естественным образом вызывает некоторое напряжение в отношениях между философами и другими учеными.
Так что же такое философия?
Менделеев говорил, что наука начинается с измерения. Но уже до того, как провести первое измерение мы должны точно представлять себе, что мы собираемся измерять. Мы должны знать, как мы будем измерять и на какие вопросы мы должны получить ответы в результате этих измерений. Мы обязаны попытаться предвидеть результаты измерений. Должны быть точно сформулированы вопросы, на которые мы хотим получить ответы. До того, как мы проведем свои первые измерения, по определению Менделеева, науки еще не существует, однако должно существовать точное представление о предмете ее исследования и ее методе. Где же все это должно появиться? Изучение истории науки показывает, что очень часто это происходит именно в рамках философии.
Философия – это преднаука, это колыбель наук. В философских спорах науки рождаются. Родившись, отделяются от нее, стараясь как можно быстрее и полнее освободиться от ее излишней и назойливой опеки, часто забывая при этом о своем родстве. |
Не научное и не очень серьезное определение для философии
Философия – это искусство правильно рассуждать о проблемах, по поводу которых естественные науки на данном историческом этапе своего развития не могут сказать ничего определенного. |
Несмотря на несерьезность, это определение дает неплохой критерий убедительности естественнонаучных теорий. Если некоторая проблема продолжает широко дискутироваться в философии, значит соответствующая научная теория, призванная разрешить эту проблему, еще далека от совершенства. Например, современная философия, несмотря на недовольство многих физиков, продолжает упорно интересоваться проблемами пространства и времени. И что бы ни говорили об этом сами физики, вопросы, связанные с природой времени и свойствами пространства, не только не разрешены, но даже не осознаны по-настоящему современной наукой.