НАУКА И РЕЛИГИЯХристианство и наука (Распечатка аудиозаписи лекции диакона Андрея Кураева, профессора Московской Духовной Академии) |
|
Обложка / Оглавление / Наука и религия |
|
|
Во взглядах на отношения между наукой и религией можно выделить две противоположные точки зрения.
Впустить веру в сверхъестественное в науку равнозначно ее закрытию. Наука и религия вечные антагонисты. |
Союз науки и религии может быть полезен, так как наука ищет знания, а религия – мудрости. |
Религия – мировоззрение, основанное на вере в богов, "священного", той или иной разновидности сверхъестественного. |
Многие теологи настаивают на том, что полное и адекватное постижение действительности возможно только при условии объединения религиозного и научного путей ее познания. |
"Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отображением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму небесных". Ф. Энгельс |
|
Естественный путь развития науки – это отказ от сверхъестественных объяснений. Ученый независимо от его религиозных убеждений и мотивов его научных исследований опасен для религии. |
|
Ученый верит в то, что Бога никогда не было, нет и, дай Бог, никогда не будет. |
//***
Вся классическая наука создана религиозными людьми, а Дж. Бруно, которого церковь сожгла как еретика, был верующим человеком.
Научное и религиозное мировоззрения – взаимоисключающие явления, но в жизни отдельного человека они могут сочетаться. Дело в том, что ни один ученый не может охватить мир в целом в своих научных исследованиях. Он может верить в божественное творение и заниматься, скажем, изучением электромагнетизма. Важно, чтобы Бог, в которого он верит, существовал где-то достаточно далеко от предмета его исследования.
Когда-то люди представляли, что боги живут рядом с ними. Затем они поместили их на Олимп. Затем на небо. Гелиоцентрическая система Коперника заставила перенести Бога еще дальше, от чего церковь была в ужасе и в бешенстве. Сейчас Бог становится все более абстрактным и его приходится помещать куда-то в параллельные миры, о существовании которых религия узнала от науки. По мере развития науки Бога приходится отодвигать все дальше и дальше.
//***
Вера и религиозность это вещи разные.
Ученый тоже человек верующий: не религиозный, но верующий. Что это означает?
Ученый верит в то, что Бога никогда не было, нет и, дай Бог, никогда не будет. |
Почему ученый должен в это верить? Мы привыкли думать, что наука основана только на знании. При чем здесь вера?
В 1902 г. после четырех лет титанического труда из 11 т. отходов урановой руды супруги Кюри получили первый в мире дециграмм хлорида радия. Радий излучал в два миллиона раз сильнее, чем уран.
Эксперименты проводились в заброшенном сарае на улице Ламон, который принадлежал Парижской школе индустриальной физики и химии. Впоследствии М. Кюри вспоминала:
"Мне доводилось обрабатывать до двадцати килограммов первичного материала и в результате уставлять сарай большими сосудами с химическими осадками и жидкостями. Это был изнурительный труд – переносить мешки и сосуды, переливать жидкости из одного сосуда в другой, несколько часов подряд мешать кипящий материал в чугунном сосуде..."
В сарай, ставший лабораторией, часто заходили друзья, чтобы узнать о новых результатах. Условия работы здесь были невыносимыми. Входящий в лабораторию невольно задерживал дыхание, чтобы не задохнуться парами кислот, которые разъедали даже металлические части приборов. Из-за плохой вентиляции окна держали открытыми; зимой в помещение вторгался холодный воздух, температура часто не превышала шести градусов тепла, и Мария, еле-еле удерживая замерзшими пальцами стеклянную палочку, работала осторожно, чтобы не уронить ее и не нарушить ход эксперимента.
Урановая руда была очень дорога, а денег на научные исследования супруги Кюри не получали. Вся работа велась на собственные средства. Коллеги из Венского университета добились разрешения австрийского правительства на безвозмездную передачу французским ученым отходов от переработки урановой руды, добываемой в рудниках Иоахимсталя (Чехословакия).
...
М. Склодовская-Кюри, лауреат двух Нобелевских премий, работая с радиоактивными элементами, подорвала свое здоровье. Ей грозила слепота. Она перенесла несколько операций на глазах. Умерла она от лейкемии – лучевой болезни.
Когда М. Склодовская-Кюри начинала работу, она не могла знать, что эта работа приведет к великим открытиям. Что же помогло ей совершить этот подвиг? У нее ничего не было, кроме непреодолимого интереса к тому, как устроена природа, и веры в то, что природу можно понять.
В научной работе так бывает всегда. Ученый идет на подвиг, не зная, что ждет его впереди. Почему он это делает? Потому, что верит в научную идею, гипотезу, которую хочет доказать. Результат будет известен только после завершения исследования, но в процессе работы ученый может опереться только на свою веру.
//***
Наука может существовать только развиваясь. Она всегда подвижна. Она постоянно изменяет свои собственные теории, а то и отказывается от казалось бы проверенных временем и потому правильных взглядов. В науке всегда есть место сомнениям.
Религия же всегда стремится законсервировать достигнутый уровень знаний в религиозных догмах. В ней не может быть места сомнениям. Любое сомнение ее разрушает. Религия вполне может примирить свои догмы с любым научным открытием, но она не способна примириться с постоянным пересмотром этих догм в погоне за наукой. Религия вынуждена приспосабливаться и при этом теряет свой авторитет.
Религия не несет человечеству новых знаний, так как все свои знания она ищет в старых книгах. Все знания, которыми располагает человечество, добыты наукой. Но наука не знает всего, и религия паразитирует на том, чего наука еще не знает. Когда наука сможет ответить на три главные вопроса:
Как произошел Мир?
Как возникла жизнь?
Как возник Человек?
для религии не останется места в этом мире. Хотя, вряд ли, это произойдет скоро.
Каждый конкретный ученый может верить в Бога или нет, он может искать в науке подтверждения своей вере или стараться не смешивать свои религиозные убеждения со своей работой. Но независимо от этого наука, движимая этими совершенно различными людьми, постепенно приближается к разгадке великой тайны: кто и зачем все это создал. А может быть никого и не было, а может быть он умер, как говорил Ницше.
Казалось бы, религиозные люди должны быть заинтересованы в разгадке этой тайны точно также как и не религиозные. Однако это не так. Религия вполне может обойтись без доказательств. Поиск доказательств рождает сомнения, а сомневающийся человек опасен для веры.
//***
Иногда говорят, что наука безнравственна, у ученых отсутствует чувство ответственности за последствия внедрения достижений науки в практику. Ученые создали оружие массового уничтожения, они ответственны за ухудшение экологической обстановки на Планете, за глобальное потепление, озоновые дыры и т.д. Все эти беды связываются при этом с отходом от религиозных нравственных ценностей, оплотом которых религия рассматривается.
Признавая освященные верой моральные нормы, склонен считать их общечеловеческими ценностями, а не религиозными. Более того, представляется, что по крайней мере некоторые моральные нормы, признанные в современном обществе, складывались вопреки религии, а не благодаря ей.
Чтобы обосновать последний тезис, достаточно привести некоторые примеры образцов религиозной нравственности.
Вот история Авраама и его сына Исаака.
"Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" [Бытие, 22.2].
Даже не задав вопроса, зачем это нужно, Авраам с готовностью подчинился. Он пришел в нужное место, построил жертвенник, разложил дрова и, связав сына, положил его на жертвенник поверх дров.
"И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего" [Бытие, 22.10].
Только в этот момент Бог его остановил, оказывается, все это была всего лишь проверка на преданность. Авраам эту проверку прошел и до сих пор считается величайшим праведником.
А может быть он все-таки кровожадный фанатик?
В наше время очень часто приходится слышать о Павлике Морозове, как о иуде, доносчике, который предал собственного отца. Мальчику было 12 лет. При социализме из ребенка сделали героя, а сейчас из него лепят предателя. А собственно почему? Даже если принять сложившуюся мифологию, ребенок донес на отца, потому, что взрослые люди объяснили ему, что плохо прятать хлеб, когда другие люди умирают от голода. Но это действительно плохо. К тому же ему не объяснили, видимо, какие могут быть для его отца последствия. Он донес на отца, потому, что взрослые люди ему объяснили, что это правильно. Он ребенок, ему было 12 лет.
Авраам готов был убить своего сына вообще безо всяких объяснений.
А если не верить сложившейся вокруг Павлика Морозова мифологии, то случай до предела прост: два изверга зверски убили двух детей. Подробности можно прочитать здесь
[http://nationalism.org/pioneer/pmorozov_bushin.htm].
История Лота, единственного праведника среди жителей двух городов Содома и Гоморры.
Решил Бог истребить жителей Содома и Гоморры за то, что они отвернулись от него, и рассказал об этом Аврааму. Авраам долго уговаривал Бога пощадить эти города, если в них найдется хотя бы десять праведников и не губил праведного с нечестивым. Этот разговор Авраама с Богом выглядит довольно странно. Авраам, который не задумываясь готов был зарезать и сжечь собственного сына даже не спрашивая о его вине, уговаривает Бога пощадить невиновных и не уничтожать их вместе с виновными. А Бога почему-то необходимо убеждать, что нехорошо праведного убивать вместе с нечестивым. Хорошо еще что Бог соглашается.
Бог послал в города эти двух ангелов, для того чтобы найти там праведных (отделить пшеницу от плевел, волков от баранов, и моряков от салаг). И вот пришли те два ангела к дому Лота и хотели расположиться во дворе, но Лот уговорил их пройти к нему в дом. Содомляне прослышали про странных гостей, посетивших Лота, и окружили его дом. Они требовали Лота выдать чужеземцев им, но Лот сказал: "братья мои не делайте зла".
"Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно; только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего" [Бытие, 19.8].
Возможно, для тех далеких времен, о которых сегодня не найти достоверных свидетельств, поведение Лота является безукоризненным. Только не надо говорить, что и сегодня оно является образцом нравственности. Тем не менее только Лота и его семью Бог спас от истребления.
Вот еще одна история, египетская [Бытие, 41].
Фараону снится один сон. Будто стоит он у реки.
И вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотию, и паслись в тростнике. Но вот после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотию, и стали подле тех коров, на берегу реки.
И съели коровы худые видом и тощие плотию семь коров хороших видом и тучных.
Иосиф объяснил сон фараону так.
Наступит семь лет великого изобилия во всей земле Египетской. После них настанут семь лет голода; и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю. Фараон сделал Иосифа управителем всей земли Египетской. Все семь лет изобилия копил Иосиф хлеб и скопил его так много, как песку морского, что и считать перестал.
Затем наступили семь лет голода, и когда народ начал жаловаться фараону на голод, фараон сказал народу: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет.
"И был голод по всей земле: и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб египтянам" [Бытие, 41.56].
"И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская. Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов. И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас? Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам за скот ваш, если серебро вышло у вас. И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их. И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших; Для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля. И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону. И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого" [Бытие, 47].
Иосиф – еще один библейский святой, а, следовательно, образец нравственности. Люди за прошедшие времена мало изменились. Есть и сегодня такие как Иосиф, но благородными, нравственными, тем более святыми вряд ли их кто-то сегодня назовет.
Исход евреев из Египта.
Фараон не хотел отпускать евреев из Египта, которые прожили там четыреста тридцать лет. Для убеждения фараона Бог наводит на Египет семь казней египетских. Это достаточно длинная и неприятная история. Мы во всей этой истории обратим внимание только на одну маленькую деталь.
"И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда; Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых [Исход, 11].
...
"И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян" [Исход, 35-36].
Таким образом по наущению и при помощи господа Бога обчистили сыны Израилевы египтян, с которыми жили в добром соседстве четыреста тридцать лет.
Из обращения Моисея к своему народу.
"Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, И с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться" [Второзаконие, 6].
"Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, И предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
...
Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов их сожгите огнем; Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" [Второзаконие, 7].
А вот десятая, последняя, заповедь закона Божьего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего.
К пониманию того, что рабство аморально, люди пришли самостоятельно. Ни в одной из религий нет даже намека на эту идею.
Несколько мелких советов
"Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего" [Второзаконие, 14].
"С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости" [Второзаконие, 15].
"Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею" [Второзаконие, 23].
А вот пример из Нового завета.
"И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его приступивши просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час" [От Матфея, 22-28].
Библия – это несомненно огромной важности культурный, исторический, литературный памятник. В ней собрана многовековая мудрость народов. Конечно ее следует читать и изучать, но не следует преувеличивать ее роль и значение. Не следует забывать, что кроме библейских мифов существуют и другие. Нельзя не отметить, что языческие мифы, к которым монотеистическая религия относится весьма враждебно, несомненно более жизнерадостны, многообразны, интересны, ярки и жизнеутверждающи. Не следует забывать, что мифы существуют не Библией единой.
Вот интересный вопрос:
"Илья Муромец – былинный герой или реальная историческая личность?"
Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.
Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.