Трагедии

науки

Обложка / Оглавление / Трагедии науки

 



Журнал "Америка" 1986 г. (июль) №356




"ЧЭЛЛЕНДЖЕР"
28 ЯНВАРЯ 1986 ГОДА
ДЕНЬ ТРАГЕДИИ


СТРАНА СКОРБИТ

Утром 28 января 1986 года, через 73 секунды после запуска космического корабля "Чэлленджер" произошел взрыв, и все семь человек на его борту погибли. Известие об этом быстро облетело страну, и миллионы американцев, собравшихся у телевизоров, были глубоко потрясены случившимся несчастьем. Неожиданная трагедия напомнила всем, что человек только начинает свой путь к звездам и что многого еще нельзя предвидеть, когда в космос устремляются тонны оборудования и люди, возвращения которых ждут на Земле.

Когда начались полеты пилотируемых космических кораблей, каждый запуск и каждая посадка были национальным событием; американцы следили за этими этапами, сопряженными с немалым риском, надеясь, что все закончится благополучно. Шли годы, запуски и возвращения проходили гладко, к этому начали привыкать, в умах людей укрепилась уверенность, даже самоуверенность, особенно когда это касалось регулярных запланированных полетов космических челноков. За последние 25 лет американцы совершили 55 успешных полетов в космос, высадились на Луне, и успокоившиеся земляне стали считать, что полеты на космических кораблях не более опасны, хотя, конечно, более увлекательны, чем на реактивных самолетах.

Но летавшие на космических кораблях знали разницу. Они отдавали себе отчет, что выступают в роли пионеров, что имеют дело с новой техникой и летают в таких просторах, о которых известно сравнительно мало. Они понимали, что, несмотря на строгие меры безопасности, каждый раз рискуют жизнью, но их мужество и желание расширить человеческие представления о Вселенной вдохновляли их на подвиг.

В то утро 28 января, когда реальность и размеры случившегося несчастья предстали во всей ясности, страна погрузилась в скорбь. Американцы оплакивали всех членов экипажа и особенно Кристу Маколифф. Школьная учительница из Конкорда (Нью-Хэмпшир), она должна была стать первой рядовой американской гражданкой, побывавшей в космосе.



На заупокойной службе по случаю гибели экипажа "Чэлленджера" в Хьюстоне. Слева направо: Дшун Скоби, жена командира корабля Фрэнсиса Скоби; Нэнси Рейган; Президент Роналд Рейган; Джейн Смит, жена пилота корабля Майкла Смита, и их дети Скотт и Элисон.

По всей Америке были приспущены флаги, а во второй половине дня Президент Рейган выступил по телевидению с обращением к народу. "Они горели желанием исследовать космос и разгадать его сокровенные тайны, – сказал Президент о семи членах экипажа. – Они хотели послужить человечеству и сделали это. Они послужили всем нам". Специально обратившись к американским школьникам, наблюдавшим по телевидению за запуском космического корабля, Президент отметил: "Я знаю, как тяжело осознавать, что иногда происходят страшные вещи. Но так бывает, когда исследуют и открывают неведомое. Так бывает, когда идут на риск ради того, чтобы раздвинуть границы наших знаний. Будущее не принадлежит слабодушным. Будущее принадлежит отважным. Экипаж "Чэлленджера" указал нам путь в будущее, и мы будем следовать по этому пути".

31 января Президент Рейган выступил еще раз на заупокойной службе под открытым небом в Космическом центре Джонсона недалеко от Хьюстона (Техас) перед 10 000 человек, включая родственников, коллег и товарищей погибших героев, пришедших почтить их память

"Мы собрались сегодня, – сказал Президент, – чтобы оплакать гибель семерых отважных американцев, чтобы разделить наше общее горе...То, что мы говорим сегодня, не может выразить чувств, переполняющих наши сердца. Слова бледнеют перед постигшей нас утратой, их недостаточно даже для того, чтобы измерить величие жертвенного подвига тех, кого вы любили и кем мы так восхищались. Истинное значение совершенного этими героями будет заключаться не в словах, которые мы произнесем, а в том, как они прожили и как они потеряли свою жизнь – с преданностью делу, с честью и с неудержимым стремлением проникнуть в тайны загадочной и прекрасной Вселенной".

3 февраля Президент Рейган учредил независимую комиссию из 12 человек, включая женщину-астронавта Салли Райд, во главе с бывшим государственным секретарем Уильямом Роджерсом и бывшим астронавтом Нилом Армстронгом для расследования причин катастрофы. Президент подчеркнул: "Мы будем продолжать исследования в космосе. Будет еще больше челночных космических полетов, еще больше экипажей астронавтов и, конечно, еще больше добровольцев, больше гражданских лиц, больше учителей в космосе. Это не конец. Наши надежды и наши полеты на этом не обрываются".

В обращении к американскому народу 28 января Президент Рейган перефразировал строки из стихотворения Джона Гиллеспи Маги, молодого американского летчика, погибшего во время Второй мировой войны. "Мы никогда не забудем экипажа " Чэлленджера ", – сказал Президент, – и того утра, когда мы видели их в последний раз, когда они приготовились в путь, помахали на прощание и ,,вырвались из земных пут, чтобы коснуться Божьего лика”".

Фрэнсис Скоби, командир космического корабля "Чэлленджер". Был пилотом "Чэлленджера" в 1984 году. Родился 46 лет назад в сельском городке Кли-Элем (штат Вашингтон) в семье железнодорожного машиниста. В начальной школе с увлечением рисовал самолеты. Налетал более 6500 часов на летательных аппаратах 45 видов. Имел диплом инженера по авиационно-космической технике. В свободное время любил заниматься столярным делом и живописью. После него остались жена Джун и двое детей.


  ФРЭНСИС СКОБИ

Роналд Макнэйр родился 35 лет назад в городке Лейк-Сити (Южная Каролина). Мать преподавала в школе, отец ремонтировал кузова автомобилей. Получив степень доктора физики, Роналд стал специалистом по лазерной технике. До зачисления в отряд астронавтов в 1978 году работал в лабораториях Хьюза в Калифорнии. После него остались жена Черил и двое детей. Роналд играл на саксофоне в джаз-оркестре космического центра и взял свой любимый инструмент на борт "Чэлленджера", когда в 1984 году впервые вылетел в космос.


Джудит Резник, 36 лет, выросла в Акроне (Огайо). Получила степень доктора в области электротехники и работала инженером-конструктором в корпорации RCA, биомедицинским инженером в Национальных институтах здравоохранения и старшим инженером по системотехнике в корпорации "Ксерокс". В 1978 году поступила в отряд астронавтов. Через четыре года совершила полет на корабле "Дискавери", став второй – после Салли Райд – американской женщиной-астронавтом. Джудит мастерски играла на рояле, исполняя классику.


РОНАЛД МАКНЭЙР ДЖУДИТ РЕЗНИК

Криста Маколифф, 37 лет, преподавательница общественных дисциплин средней школы Конкорда (Нью-Хэмпшир), была выбрана из 11 000 кандидатов на место первого в Америке гражданского лица на борту космического корабля. Росла в Фреймингеме (пригород Бостона), где ее отец работал бухгалтером. После нее остались муж Стивен и двое детей. Во время полета Криста собиралась провести по телевидению два урока для американских школьников. Она также хотела вести дневник, чтобы "гуманизировать технику космического века".


Майкл Смит, 40 лет, пилот "Чэлленджера". Это был его первый полет в космос. Майкл вырос на ферме близ Бофорта (Северная Каролина); рядом, через дорогу, находился местный аэропорт. Майкл увлекся авиацией, зарабатывал на уроки по вождению самолетов тем, что продавал кур и яйца, а в день своего 16-летия совершил самостоятельный полет на одномоторном самолете. Налетал более 4300 часов на самолетах 28 видов. Имел степень магистра в области авиационной техники. После него остались жена Джейн и трое детей.


КРИСТА МАКОЛИФФ МАЙКЛ СМИТ

Эллисон Онизука, 39 лет, внук японских иммигрантов, родился в гавайской деревне Кеалакекуа. Детская мечта о космических исследованиях воплотилась в жизнь в 1978 году, когда он стал астронавтом. В 1985 году Онизука совершил полет на космическом челноке "Дискавери". Получил степень магистра в области авиационно-космической техники. В течение восьми лет работал летчиком-испытателем и бортовым инженером в составе Военно-воздушных сил США. После него остались жена Лорна и двое детей.

Грегори Джарвис, 41 год, был гражданским инженером компании "Хьюз эйркрафт" (Калифорния). На борту "Чэлленджера" должен был проводить эксперименты по совершенствованию методов строительства спутников. Родился в Детройте, рос в Могавке (Нью-Йорк). Получил степень магистра в области электротехники, служил в ВВС, работал в компании "Хьюз" как конструктор спутников. Был выбран из 600 служащих, желавших участвовать в полете на борту "Чэлленджера". После него осталась жена Марша.


ЭЛЛИСОН ОНИЗУКА ГРЕГОРИ ДЖАРВИС

Обложка / Оглавление / Трагедии науки

Сайт управляется системой uCoz